Тест-драйв Mazda RX-8

28 июля, 2004 - 14:19Autolenta.ru, Mazda Тест-драйв

Не только в деньгах счастье, дорогой машиной сегодня никого не удивишь. Правила игры изменились: хочешь, чтобы на тебя оглядывались, покупай что-нибудь оригинальное. В России выделиться пока проще, чем в Европе или в Америке: приобрел двухдверный автомобиль, купе или родстер — и ты уже «на коне», а остальных можешь считать конформистами. Нынешний сезон, похоже, увеличит количество «оригиналов» на дорогах. Для тех, кто уже не заботится о максимальной отдаче за минимальные деньги, на весну/лето 2004 предлагается небывало широкий выбор красивых и стильных моделей. BMW 6-й серии и обновленная Honda S2000, не успевший устареть Mercedes-Benz SLK и только что вышедший на европейские рынки Chrysler Crossfire Roadster. Но есть и более оригинальное блюдо — Mazda RX-8 с роторно-поршневым двигателем. Правда, японский продукт — слишком высокотехнологичный и этим зачастую отпугивает не только официальных импортеров, но и потенциальных покупателей. Но те, кто все же отважился однажды положить деньги на алтарь передовой технической мысли, вряд ли когда-либо пожалели об этом. Ведь их машины по своим техническим данным и оригинальности конструкции зачастую обгоняют конкурентов на многие годы, а по своей стоимости остаются на досягаемом уровне. Что же до имиджа, то представление о нем у каждого свое.

Новое поколение роторной Mazda удивляет с первого взгляда. Вместо привычных для купе двух длинных дверей здесь установлены четыре, причем две задние открываются «против движения» — автомобиль не имеет средней стойки. Что сбивает с толку служителей гоночной трассы, на которой мы проводим фотосессию — открывается «честная» дверь, из машины выходит тест-пилот, потом открывается еще задняя створка и появляется фотограф! Не сказать, что с особо довольным лицом — места сзади немного и его колени постоянно входили в контакт с жестким пластиковым задником водительского кресла. А при выходе он еще и запутывается в «стропах» ремней безопасности, одна из точек крепления которых расположена как раз на внутренней части створки. 

Несмотря на то, что такое «дверное» решение все же удобно, так как позволяет без проблем сгружать сумки или куртки на заднее сиденье, оно, по идее, должно серьезно ослаблять силовую структуру кузова и поэтому применяется в основном на концепт-карах. Но, черт побери, Mazda в движении отнюдь не напоминает желе! Реакции на повороты рулем отточенные и острые, скрипов ни откуда не доносится, а сам кузов стойко переносит любые неровности петербургских дорог, оставаясь «собранным» и цельным. Почему? Заглядываем в пачку фирменных пресс-релизов. Оказывается, все дело в оригинальном «хребте» автомобиля: четырехместный салон машины разделен надвое гипертрофированным трансмиссионным тоннелем, в котором, кроме кардана (купе — заднеприводное), находится и усилительная балка, «держащая» весь кузов. И это не единственный усиливающий элемент — в дверях расположены мощные продольные брусья безопасности, а перпендикулярные им силовые элементы в створках работают еще и в вертикальной плоскости. Тоннель, кстати, становится выше по приближению к задней части кузова, и если передним пассажирам не сподручно класть на него локти, то у задних пассажиров комфорта в этом плане больше. Зато спереди сиденья удобней. Выполненные со знанием дела, они обладают выраженными подпорами в бедренной, поясничной и плечевой зонах. В результате даже боковые перегрузки, неизбежно проявляющие себя при активной езде, ощущаются не столь болезненно — сиденье держит тело крепко и помогает сосредоточиться на нюансах управления.

А в движении меньше всего думаешь об особенностях этого красивого кузова, все внимание — динамике. Ротор! Этот чудный агрегат, изобретенный Феликсом Ванкелем, наделяет машину таким необычным характером, что какое-то время уходит только на привыкание. Секунда или чуть больше, а стрелка тахометра, только что висевшая в положении «полшестого», уже на отметке в 9000 оборотов! Но это если с непривычки вжать педаль газа в пол. А если поумерить пыл, то выявляются интересные особенности мотора. К примеру, на пути к максимальным оборотам двигатель преодолевает две «ступеньки» подхвата — одну примерно на 4500 об/мин, а вторую — на 7500 об/мин, причем с последней мотор совершает шальной рывок до ограничителя, который просто не успеваешь отследить. При этом рычагом 6-ступенчатой механической коробки передач действительно приходится работать быстро и часто, особенно — при переключениях «вниз». Необычность ощущений дополняется звуком роторного двигателя — если на девяти тысячах оборотов обычный мотор должен звенеть фальцетом, то здесь — какое-то тувинское горловое пение. Все спокойно и не утомительно для слуха, абсолютно без высоких ноток. Поэтому и напряжение от работы на таких высоких оборотах снимается как бы само собой. Вот такая «психотерапия» в стиле Mazda. 

На приборной доске главный прибор — тахометр, а функции спидометра взяло на себя маленькое цифровое табло сбоку. Под стать сумасшедшему, «итальянскому» темпераменту и мощность, которую выдает мотор — 250 л.с. Совсем немало для легкого заднеприводного купе. Но тут на помощь приходит управляемость. Основные агрегаты, находящиеся в базе автомобиля, а также двухрычажная передняя и многорычажная задняя подвески определяют способности автомобиля проходить повороты подобно легкому гоночному карту. Только если после картинга с непривычки обычно болят руки и плечи, здесь такого не будет — на RX-8 установлен продвинутый электроусилитель руля (электродвигатель перемещает шариковую гайку, а та — рейку) и машину с легкостью и без болезненных последствий для мышц укротит даже юная девушка. И все-таки, возвращаясь к теме, много значит продуманная развесовка. Здесь она близка к идеальной формуле 50/50 и поэтому, проходя скоростные повороты, почти не ощущаешь недостаточной или избыточной поворачиваемости, ведь ни над передней или задней осью не висит тяжким грузом мотор или полный бензобак — они сдвинуты к центру базы. Но есть два серьезных (если не брать компоновку) отличия от карта — вес и цена. Удовольствие от вождения ослабляет концентрацию и если, не дай Бог, «потерять» RX-8 в скоростной змейке, последствия могут быть фатальными, даже несмотря на отличную работу системы стабилизации. Главное — не забываться. Не вдаваясь в подробности, намекнем, что от знакомства с ценами на запчасти к этой эксклюзивной модели нас уберегла лишь широкая полоса безопасности «Невского кольца» (один раз) да система стабилизации DSC (все следующие разы).

Понравился салон RX-8 — редко где встретишь такое соответствие цели и средств для ее достижения. В руки удобно ложится трехспицевый руль, а рычаг КПП хотя и излишне короткий, но его ходы отличаются четкостью и выверенностью. Высокое качество отделки внутренних панелей, подставка для левой ноги, отменный звук штатной аудио системы — все эти мелочи позволяют сделать вывод о том, что над интерьером трудились не меньше, чем над уникальным двигателем машины. Если присмотреться, то можно обнаружить массу занятных деталей, раскиданных по интерьеру умелой рукой дизайнера — треугольные выемки в спинках сидений, отороченные металлом; оригинальная форма рычага стояночного тормоза; окружность, формирующая впечатление от «микромира» приборной панели; интересные «колодцы» приборов.

Да и снаружи эта машина совсем не производит впечатления заурядного средства передвижения. Обратите внимание на чрезмерно развитые передние крылья и большой нос-воздухозаборник — кажется, еще немного, и мы увидим второй Plymouth Prowler или Caterham. Но это — только кажется, ведь автомобиль оригинален на все сто процентов. Он создан для того, кто сможет оценить все его достоинства и сделать шаг в сторону от протоптанной тропинки. При этом смельчаку совсем не обязательно быть оторванным от земных реалий, ведь у Mazda RX-8 есть целых четыре двери, довольно вместительное заднее сиденье и большой багажник объемом 290 литров — словом, все, что может понадобиться современному практичному романтику. Официально автомобиль в Россию не поставляется, но «серые» дилеры готовы ввезти и предложить клиенту Mazda RX-8 за 55 тысяч Евро.