Лишение прав за выезд на встречку предлагают заменить штрафом
Лишение водительских прав за выезд на встречную полосу, совершенный впервые, может быть заменено на штраф, говорится в законопроекте, внесенном в Госдуму. Права у нарушителя заберут только после того, как он попадется во второй раз.
В Госдуму внесен законопроект, предлагающий поправки в 12-ю автомобильную главу КоАП. Авторы предлагают реформировать одну из самых непопулярных у автомобилистов статей кодекса 12.15 в части 4 — «выезд на полосу встречного движения», а также третью часть статьи 12.16 — «движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением». Санкции этих статей сейчас грозят водителю лишением прав на срок от четырех до шести месяцев или штрафом в 5000 рублей, но при условии, что нарушение было зафиксировано на автоматическую камеру.
Согласно новому законопроекту, в случае выезда на встречную полосу нарушителя предлагается не лишать прав сразу, а наложить на него административный штрафа в размере четырех тысяч рублей.
Только за повторное нарушение авторы законопроекта предлагают забирать у водителя права — так же как и сейчас, на срок от четырех до шести месяцев. Согласно документу, не меняются санкции за езду по встречке, снятую на камеру. В том случае, если нарушение зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами видеозаписи, имеющими функции фото- и киносъемки, водителю грозит штраф в размере пяти тысяч рублей.
Однако уже сейчас автор законопроекта — первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков — говорит, что в ходе рассмотрения документа в парламенте необходимо внести доработки. «Если первое нарушение было зафиксировано камерой, то повторное нарушение — все равно лишение прав, — говорит депутат и правозащитник. — Сейчас под камеру можно попасть сколько угодно раз, и все равно будете платить по 5000 рублей».
По словам Лысакова, изменения в кодекс он предложил внести «в контексте приведения его к здравому смыслу и справедливости». «Зачастую наказание за нарушение правила одинаковое получает и человек, который оступился в силу субъективных причин — неясная дорожная разметка, некорректно работающий светофор, погодные условия, состояние дорожного полотна, — рассуждает депутат. — Огромное количество случаев, когда водитель просто заступил колесом на встречку, но это уже все — лишение. Много людей законопослушных и не представляющих общественной опасности, в то же время есть те, кто нарушает регулярно, — вот их уже надо лишать прав».
Выезд на встречную полосу остается одной из самых распространенных причин аварий в России. Только за 2011 год в Москве произошло 324 автокатастрофы с погибшими и ранеными из-за выезда на встречную.
Альтернативное наказание за выезд на встречку для тех, кто нарушает впервые, может стать первым шагом по внедрению в России прогрессивной шкалы наказаний за нарушение ПДД. «В продолжение темы я постараюсь ввести прогрессивную систему наказаний для тех, кто злостно нарушает ПДД, — заявил Вячеслав Лысаков. — Тот, кто нарушает часто, должен нести более серьезную ответственность. Каждое последующее нарушение должно сопровождаться большей суммой штрафа. Я предлагаю за пьянку за рулем, если попался второй раз, лишать на пять лет, затем на десять лет, потом пожизненно. Но это при условии возвращения промилле».
Эксперты опасаются, что возвращение прогрессивной шкалы спровоцирует рост взяток на дорогах. «Это коррупционный закон, — заявил председатель Движения автомобилистов России и экс-депутат Виктор Похмелкин. — Раньше мы ушли от «вилок» по таким нарушениям. Никогда не было такого рассадника взяточничества, как в то время, когда действовала балльная система и водитель полностью зависел от сотрудника ГИБДД».
«Там нет вилки, — защищает законопроект Лысаков. — Я предлагаю первый раз только штраф, а тех, кто попадает второй раз, однозначно без всяких толкований лишать прав. Суды вообще не будут эти дела рассматривать и лишатся огромного объема работы». Депутат считает, что взятки на дорогах в связи с этим не вырастут, потому что сейчас у водителя в суде все равно нет шансов доказать свою невиновность: «Нет правоприменительной практики доказать свою невиновность, поэтому вопросы сейчас водители и гаишники решают на месте».
Бывший глава ГАИ России сенатор Владимир Федоров, работавший в период балльной системы наказаний для водителей, поддержал введение прогрессивной шкалы. «Я давно за то, чтобы учитывать повторность грубых нарушений, чтобы ответственность возрастала», — прокомментировал он. На вопрос о коррупционной составляющей подобных норм сенатор ответил уклончиво. «Можно кричать, что чем больше штраф, тем больше взятки. Но сейчас процентов 70 людей пристегиваются ремнем безопасности, потому что штраф — 500 рублей», — резюмировал экс-глава ГАИ.