Audi A4 покупать или нет?
Не секрет, что «четверка» является довольно престижным автомобилем. Она обладает мощными двигателями, богатым оснащением салона и прочими достоинствами. Наверное, многие уже догадались, что речь идет не об отечественном универсале «ВАЗ-2104», а о его немецком тезке – модели Audi A4. Audi A4, впервые показанная в 1994 году, пришла на смену популярной в конце 80-х - начале 90-х годов модели Audi 80. «Четверка» явилась первым автомобилем, сделанным в новом стиле Audi, который немецкая компания использует до сих пор.
Audi A4 выпускали в виде седана и универсала (представлен в ноябре 1995 года), причем многие считают, что с точки зрения дизайна последний удался намного больше. Хотя за красоту приходится платить – багажное отделение Audi A4 Avant получилось одним из самых маленьких в своем классе. Так, при поднятых задних сиденьях его объем составляет всего 390 л. (у седана – 440 л.). Если же задний диван сложить, то ситуация с возможностью перевозки грузов несколько улучшится – 1250 л., но даже этот показатель очень мал для автомобилей такого размера. Кроме седана и универсала других кузовов на базе Audi A4 первого поколения не делали, хотя в продаже можно встретить кабриолеты, выпущенные в середине 90-х годов. Но эти Audi Cabriolet построены еще на базе старой «восьмидесятки».
Продаваемые на вторичном рынке автомобили имеют, как правило, неплохую комплектацию. Обычно «четверки» оборудованы не только минимальным электропакетом (стекла + зеркала), но и кондиционером, магнитолой и пр. Причем автомобили, купленные изначально в России, имеют зачастую даже более шикарное оснащение, чем привезенные из Германии экземпляры. Много Audi A4 и с кожаными салонами, хотя перед покупкой надо подумать – а нужна ли кожа вообще? Ведь обычно кресла Audi A4 обшиты очень неплохой «дышащей» тканью, благодаря которой летом спина потеет значительно меньше.
И если водитель и передний пассажир чувствуют себя в автомобиле достаточно комфортно, то вот задним седокам уже не так сладко. Как и в Audi 80, там явно ощущается недостаток свободного пространства – колени упираются в передние сиденья, а места над головой не хватает. Третьего же туда вообще лучше не запускать, иначе кому-то придется сидеть в центре дивана на чрезвычайно неудобном возвышении. К качеству сборки салона Audi A4 вопросов быть не должно. Если автомобиль не сделали в Литве из двух половинок, то даже после значительного пробега салон не должен разваливаться по частям. Вот только иногда кондиционер выходит из строя из-за блока управления, который может «заглючить». Обычно все ограничивается относительно недорогим «лечением», но отмечены случаи, когда блок приходилось менять. А это уже не одна сотня долларов.
К качеству кузова автомобилей Audi уже давным-давно нет никаких претензий. Благодаря отличной оцинковке даже в местах скола краски следов ржавчины быть не должно. А эти сколы можно встретить, особенно на автомобилях ранних годов выпуска. Да и защитное покрытие порогов тоже слезало, но, повторим еще раз, железо Audi, даже несмотря на эти минусы, почти не подвержено коррозии. Ну а если точки ржавчины есть, то это является одним из признаков того, что автомобиль попадал в серьезные аварии, и затем был быстренько отремонтирован в какой-нибудь «левой» мастерской. А это, увы, не редкость, ведь делать качественный кузовной ремонт Audi на хорошей СТО весьма дорого. Например, только один передний бампер стоит почти $500. В общем, нечего удивляться, что при серьезном ДТП качественное восстановление автомобиля легко обходится в $4-6 тыс.
Ну а теперь настала пора поговорить о тех недостатках, которые серьезно подмочили репутацию Audi. Речь, естественно, пойдет о подвеске. Audi A4 получила сложную многорычажную переднюю подвеску, которая была призвана обеспечить комфортную езду при сохранении отменной управляемости. Однако оказалось, что обслуживание такого автомобиля стоит весьма прилично, ведь спереди у «четверки» стоит сразу по четыре рычага с шаровыми опорами на каждое колесо! На автомобилях первых годов нижние рычаги приходилось менять фактически каждый год (верхние были более надежными, но и их хватало не намного дольше).
В результате некоторые владельцы этих дорогих немецких автомобилей были вынуждены вспомнить свой опыт общения с отечественными машинами и начать… шприцевать шаровые опоры, загоняя иглой под их пыльники смазку. Это помогало продлить жизнь рычагам на 7-10 тыс. км. После примерно 98-99 года появились более надежные рычаги, которые выдерживали уже под 40-60 тыс. км. Если заезжать к дилерам, то там за каждый нижний рычаг (тот самый, что изнашивается чаще всего) попросят порядка $200. Но, по счастью, можно обратиться в магазины автозапчастей для немецких машин и в хорошие (но не фирменные) сервисы по ремонту VW и Audi. В результате замена всех рычагов будет стоить $600-750. Причем, повторим еще раз, надежность ныне продаваемых рычагов стала существенно выше, чем на машинах середины 90-х годов.
Были у Audi A4 серьезные проблемы и со стойками стабилизатора. Изначально в их конструкции зачем-то использовали шаровые шарниры, которые постоянно выходили из строя. Причем, если в Германии они еще хоть как-то держались, то у нас их приходилось менять каждые 15-25 тыс. км! В итоге, конструкторам Audi пришлось разрабатывать новые стойки, в которых вместо шарниров использованы обычные сайлент-блоки, как на старых Audi 80. И сразу же надежность стоек стабилизатора значительно возросла. Теперь их хватает на 40-60 тыс. км, а иногда и больше.
Задняя подвеска Audi A4 намного проще передней. И надежнее. Если не считать подшипников ступицы (выдерживают по 35-45 тыс. км), то обычно в ней лишь каждые 60-100 тыс. км нужно менять сайлент-блоки балки, что вместе с работой стоит $80-150 в зависимости от того, где делать ремонт. Однако если «четверка» оснащена полным приводом (а его имеют многие Audi A4), то тогда расходы на содержание задней подвески возрастают в три-четыре раза, ведь только одна работа по замене всех сайлент-блоков стоит около $300 (это на фирменном СТО – на обычных сервисах возьмут раза в два меньше). При покупке подержанной «четверки», само собой, нужно проверить амортизаторы. Вообще к ним претензий не много и 70-100 тыс. км. они выдерживают.
Достаточно частым «глюком» являются проблемы в работе климат-контроля. По счастью в большинстве случаев все это можно вылечить при помощи сервис-тестера VAG1552. Причем, некоторые автомобили с новыми современными моторами приходится подключать к этому тестеру даже после снятия аккумуляторной батареи. Периодически выходят из строя и датчики АБС, которые иногда надо менять каждый год. Да и с силовыми агрегатами Audi тоже иногда возникали проблемы, причем далеко не всегда по вине владельца. Где-то инженеры ошиблись…
Самым слабым бензиновым мотором, который устанавливали под капот Audi A4 первого поколения, был 8-клапанный 1,6-литровый агрегат мощностью 101 л.с. Естественно, его мощности не хватает для «четверки», однако машин с таким силовым агрегатом в России немало. Далее идет 1,8-литровый атмосферный мотор с пятью клапанами на цилиндр (125 л.с.) и такой же агрегат, но с турбонаддувом, который имел уже 150 л.с. (в 1999 году начали выпускать полноприводные Audi A4 1.8T quattro мощностью уже 180 л.с.). 1,8-литровый турбированный двигатель очень любили тюнинговые компании, которые довольно легко «снимали» с него до 250 «лошадей».
Правда, это не самым лучшим образом отражалось на ресурсе мотора, так что об этом надо помнить, прежде чем с блестящими от возбуждения глазами покупать «заряженную» А4. Все 4-цилиндровые двигатели достаточно надежны, но все же менее рискованным вариантом среди них является 1,8-литровый 125-сильный вариант. Конечно, «четверки» с турбированнымит моторами побыстрее, но нередки случаи, когда турбину приходится менять уже после 80-100 тыс. км. пробега. А обходится эта операция в приличную сумму – более $1 тыс. А некоторые автомобили первых годов выпуска с 1,8Т страдали еще и от ошибок в компьютерных «мозгах».
Лучше всего для Audi A4 подходят двигатели V6. Никто не спорит, что такие автомобили достаточно дорогие, требуют качественного обслуживания и расходуют немало бензина, но зато именно с 6-цилиндровыми агрегатами «четверка» становится по-настоящему мощной и быстрой. Среди подобных силовых агрегатов самым скромным был 2,6-литровый мотор, который выдавал 150 л.с. Это столько же, сколько и у 1,8Т, однако благодаря большему литражу управлять Audi A4 2,6 намного удобнее. Далее по количеству «лошадок» идут современные моторы объемом 2,4 л. (165 л.с.) и 2,8 л. (193 л.с.). С последним двигателем переднеприводный седан с механической КПП разгоняется до 240 км/час.
Есть у 6-цилиндровых двигателей и минусы. Например, они любят «кушать» масло. Так что количество смазки на V6 нужно проверять постоянно, ведь даже недолгая «сухая» езда приводит к необратимым последствиям (лампочка аварийного давления масла может и не загореться). Если масла уходит больше 2 л. на 10 тыс. км, а с всевозможными прокладками все в порядке (их нередко надо менять после 140-170 тыс. км), то тогда имеет смысл поставить новые маслосъемные колпачки. Выполнять эти операции лучше всего на сервисах, которые имеют хорошую репутацию, так как иногда при неправильном крепеже «голова» может покоробиться. Тогда придется ее притирать, что будет стоить $300-500.
Также нужно внимательно смотреть и за тем, чтобы двигатели не перегрелись, так как они этого очень не любят. Кстати, V6 требуют хорошего сервиса и при выполнении некоторых гораздо более простых операций. Например, на 4-цилиндровых моторах свечи зажигания можно поменять самому, а вот владельцам машин с 6-цилиндровыми агрегатами лучше обратиться к профессионалам, которые имеют необходимый инструмент (и, главное, опыт). Кстати, новые свечи зажигания приходится ставить не через 60 тыс. км, как написано в инструкции, а каждые 30-40 тыс. км.
Сразу после покупки Audi A4 (объем и мощность двигателя в данном случае не имеют значения) необходимо сменить не только масло, но и ремень ГРМ. Вообще, изначально Audi рекомендовала менять ремешок лишь после 120 тыс. км. пробега, однако было зафиксировано множество случаев, когда у ремня срезало зубья намного раньше этого срока - иногда ремень ГРМ рвался уже после 70 тыс. км! Со временем надежность ремней ГРМ и роликов (часто ремень рвался из-за них) существенно выросла, однако на сервисы до сих пор приезжают автомобили, которым требуется делать дорогостоящий ремонт двигателя. Кстати, на автомобилях первых годов выпуска не слишком надежен был и другой ремень, отвечающий за навесное оборудование (иногда его приходилось менять после 40-50 тыс. км). В данном случае главным виновником был ролик натяжителя, конструкция которого сейчас изменена.
Дизельные Audi A4 встречаются у нас не часто, но в последнее время такие «четверки» стали все больше завозиться из Европы. Самым распространенным дизелем является 1,9-литровый мотор с турбонаддувом мощностью 90 или 110 л.с. Эти агрегаты хорошо знакомы мастерам, так как их устанавливают на различные модели концерна Volkswagen. Принято считать, что при правильной эксплуатации первые 200 тыс. км. такие моторы вообще не доставляют хлопот, но потом могут начаться мелкие или крупные проблемы (форсунки, турбина, ТНВД и пр).
Есть в гамме дизелей и двигатель V6 объемом 2,5 л. (150 л.с.). Этот мотор делает «четверку» не только достаточно экономной, но и быстрой при этом (максимальная скорость 220 км/час). Хотя особо сэкономить водителям автомобиля с таким мотором не удастся, так как практика показала, что 2,5 TDI очень требователен к качеству топлива. Да и замену масла надо проводить не каждые 15 тыс. км, как у бензиновых агрегатов, а через 7-10 тыс. км.
Коробки передач стандартных Audi A4 обычно работают надежно. Можно встретить «четверки» с 5-ступенчатой «механикой», а также с 4- или 5-ступенчатым «автоматом». При эксплуатации Audi A4 с АКПП нужно помнить про необходимость замены масла (каждые 50-60 тыс. км). Причем в качестве масла нужно использовать только рекомендованную заводом жидкость ATF (некоторые льют Dexron, что категорически запрещено). А вот механическая коробка вообще имеет пожизненный запас масла. Единственная проблема, которая возникает на автомобилях с ручной КПП, связана с необходимостью после 130-150 тыс. км менять сцепление (более $350).
Что касается системы полного привода, но она достаточно надежна, однако нужно помнить, что при пробегах более 200 тыс. км. Audi A4 quattro может потребовать серьезного ремонта. Да к тому же не надо забывать и про сложную заднюю подвеску, которая у полноприводных «четверок» оригинальная. Но, несмотря на это, в мире довольно много людей готовых платить лишние деньги за возможность ездить именно на полноприводном автомобиле.
Были в гамме Audi A4 и особые версии, которые имели 6-ступенчатую «механику». Речь идет о моделях Audi S4 и Audi RS4. Автомобиль под названием RS4 на вторичном рынке встречается нечасто – его выпускали с конца 1999 года ограниченным тиражом. Причем, что интересно, Audi RS4 делали исключительно в кузове универсал. Под капотом этого автомобиля находится 2,7-литровый двигатель V6 с турбонадудвом мощностью 380 л.с. (для разгона 0-100 км/час RS4 необходимо затратить всего 4,9 сек). А есть RS4 прошедшие еще и через дополнительный тюнинг – часто такие монстры имеют под капотом более 450 л.с! Стоит отметить, что изначально Audi RS4 продавались в России по цене более $80 тыс. Сейчас же в продаже можно найти такие автомобили выпуска 2000-2001 года за $30-50 тыс.