УАЗы "Трофи" и "Охота"
Сейчас - самое время для охоты, трофи и тюнинга УАЗов. Комплексный тюнинг УАЗов теперь предлагает и нижегородская компания «Техносервис», а точнее, ее подразделение «Техносервис-Пром». Нам показали демонстрационные образцы джипов, названные «Трофи» и «Охота». Разберемся...
Тюнинг УАЗов – занятие в народе популярное. Но специфичное: в большинстве случаев все сводится к устранению конструкторских просчетов и установке бесполезных деталей, рассчитанных на внешний эффект. Что ж, понятно: делать из сугубо утилитарной машины что-то большее – занятие долгое и дорогое.
Однако некоторые рукотворцы, успешно пройдя первую стадию, переходят ко второй – комплексной доработке автомобиля, желая придать ему новые качества. Как правило, большую проходимость. В редких случаях – хоть какой-то комфорт.
"Техносервис" обещает самый «честный» тюнинг – почти все доработки видны и оправданны. Версии значительно отличаются друг от друга, поэтому о каждой из них стоит рассказать отдельно. Мы их назвали сообразно типам характера человека.
УАЗ Трофи для жуткого бездорожья
Нетрудно догадаться, что «Трофи» создан для самого жуткого бездорожья. Любой ценитель пересеченных местностей скажет, что автомобиль красив. Красота, конечно, суровая. В первую очередь бросаются в глаза широченные шины BF Goodrich, из-за которых пришлось вырезать колесные арки и поднимать кузов над рамой (70 мм стальными проставками). Внушительный бампер с кенгурином и импортной лебедкой (усилие до 3,6 тонны), «люстра» на крыше, растяжки-веткоотбойники, прочный экспедиционный багажник во всю крышу, к которому ведет лесенка... Все по делу, никаких излишеств. Из декора – только замки-фиксаторы на капоте, более уместные на какой-нибудь рейсинговой «восьмерке». «Московские понты», – улыбается директор «Техносервис-Прома» Олег Малышев.
Автомобиль прибыл в Нижний из столицы (цены аналогичных фирм в Москве очень высоки). Клиент высказал два пожелания: повысить проходимость и «живучесть». Между прочим, машина пришла не в лучшем виде. Например, один из двух штатных бензобаков, расположенных под порогами, был пробит, другой – здорово помят.
С этого и начали. Убрали штатные баки и установили один 140-литровый из нержавеющей стали. Разместили его под задним сиденьем. Бак отобрал часть пространства багажника, и теперь громоздкие вещи приходится поднимать на крышу. Зато автономность увеличилась почти вдвое, что в длительных поездках, вдали от цивилизации, важнее. Опасения насчет «пороховой бочки» здесь ни к чему: бензин из бака не вытекает даже при переворачивании. А чтобы крены не влияли на подачу топлива, внутри стоит перегородка. Место правого штатного бака занял глушитель – так безопаснее.
Отдельным пунктом техзадания было улучшение «плавучести». Конечно, амфибию из УАЗа делать не стали, но броды он теперь преодолевает серьезные. Мы на нем заезжали в пруд, затем легко выбирались по крутому скользкому склону – только фонтанчики из щелей в полу и брызги из выхлопной трубы выдавали огрехи герметичности. Выхлопная, воздухозаборник двигателя и трубки от сапунов мостов и коробки передач выведены наверх, а вентилятор охлаждения можно отключить из салона. Однако остается опасность «утопить» коробку – она здесь обычная, без сальника первичного вала. Эту проблему «Техносервис» решает.
Из прочих технических изысков отметим защиту рулевых тяг, приваренную к бамперу снизу, и ноу-хау фирмы – откидные надставки дверей. Это, конечно, не электроподъемники, но все равно во сто крат удобнее стандартного варианта.
Подвеску, трансмиссию и двигатель не трогали: 410-я заволжская карбюраторная «четверка» достаточно мощна и, главное, тяговита, а военных мостов, которые вкупе с циклопическими колесами дают дорожный просвет более 350 мм, хватает на все случаи жизни. Хоть по песку, хоть по глубокой, заполненной грязью колее «Трофи» идет уверенно. О геометрической проходимости скажем коротко – выше всяких похвал.
УАЗ Охота
Рядом с большеногим «Трофи» «Охота» выглядит невзрачно. Кенгурин рядом с относительно небольшими шинами Nokian 235/85R16 кажется несоразмерно большим, и даже «откидушки» на дверях (их здесь целых четыре) не стали перекрашивать, а покрыли на скорую руку антигравием. Но это охотничья хитрость: под неказистой оболочкой скрыто немало интересного.
Начнем с тех же колес: они все же побольше родных и арки под них тоже вырезали. Не обошлось и без лифтовки, но здесь подъем около 30 мм, а проставки установлены не между рамой и кузовом, как на «Трофи», а между рессорами и мостами. «Техносервис», что называется, проставился по полной программе: спейсеры толщиной 30 мм на каждой ступице расширили колею (на 60 мм), а с помощью специальных клиновых проставок угол продольного наклона шкворней (кастер) увеличился до 7 градусов. Вкупе с установленным демпфером все это обеспечило рулевому более четкий «ноль» и лучшее реактивное действие. Правда, возросшее усилие на баранке почти незаметно из-за ГУРа. В рулевом установлены надежные необслуживаемые наконечники от «Газели» и конические шкворневые подшипники, что делает традиционно проблемный узел практически вечным.
Дисковые передние тормоза и самоблокирующийся кулачковый (он же бэтээровский) дифференциал в заднем мосту не редкость на тюнинговых УАЗах, а вот конструкция переднего дифференциала уникальна и даже запатентована «Техносервисом». Он похож на обычный, планетарный, но дополнен конусными муфтами. При пробуксовке одного из ведущих колес муфты передают большую часть крутящего момента на другое. При вывешенном колесе дифференциал не блокируется: как объясняют конструкторы, в этой схеме не заложен начальный коэффициент блокирования. Так что здесь некий компромисс между обычным свободным дифференциалом и кулачковым, установка которого в передний мост существенно ухудшает управляемость.
«Техносервис» дает гарантию на свое детище один год или 20 тысяч километров пробега. Одно существенное уточнение – гарантия распространяется только на мост с дифференциалом, ведь полный привод включен не всегда. И только при условии своевременной замены масла: первая, «приработочная», – после первой тысячи, последующие – через 10 тысяч.
Сравнение УАЗов "Трофи" и "Охота"
Характером машины разнятся не меньше. «Трофи» без всяких блокировок будто бы плывет по грязи, а «Охота» вгрызается в нее своими узкими колесами. Посадить ни тот ни другой автомобиль нам не удалось...
Совсем нелишним в грязевых ваннах оказывается и модернизированный очиститель ветрового стекла – это не просто «брызгалки», а форсунки высокого давления омывателей фар ГАЗ-3102. Из прочих охотничьих удобств отметим широкую распашную заднюю дверь и сдвижной люк в крыше от автобуса ПАЗ. Это единственный элемент программы тюнинга «Техносервиса», которого нет на наших автомобилях. Все остальное присутствует и обходится клиенту в общей сложности примерно в 120 тысяч рублей. Сердито и довольно дешево. Во всяком случае, с Москвой не сравнить.
Заметим, что при движении по дорогам с твердым покрытием наши «уазики» похожи и друг на друга, и на все остальные ульяновские внедорожники. Жесткая подвеска, не лучшая (мягко говоря) шумоизоляция, тугие педали с огромными ходами, длиннющий рычаг коробки передач... Но ведь мы предупреждены: тюнинг честный – УАЗ, УАЗ и еще раз УАЗ, никаких «Круизеров» и других волшебных превращений.