Тест-драйв Citroen C3 1.6 SensoDrive
Фантазия французских автопроизводителей неиссякаема. Уж насколько неординарен такой автомобиль, как Citroen C3, но инженеры решили сделать его еще оригинальнее: оснастили малыша «гоночной» секвентальной коробкой передач.
Наше первое знакомство с «Це-третьим» состоялось летом прошлого года, когда даже еще не начались продажи этой новинки, но заказы на него уже принимались вовсю. Дилеры вспоминают, что некоторым покупателям достаточно было увидеть на картинке новый «Ситроенчик», чтобы немедленно принять решение о его покупке. Впрочем, чему тут удивляться. Автомобили с двумя шевронами всегда были законодателями моды в автодизайне. Формы C3 получились очень гармоничными и запоминающимся, несмотря на всю его подчеркнутую нестандартность и противоричевость. Перед и зад у автомобиля почти симметричные: в середине два больших окна, по краям два маленьких, а линия крыши изгибается идеальным полукругом. Отсюда, правда, и соответствующая ассоциация новинки с легендарным «Де Шво», который как только не называли – и «зонтиком на колесах», и «гадким утенком». Любая красотка на фоне пузатика C3 будет выглядеть еще стройнее. Этот малыш с наивной «улыбочкой» радиаторной решетки кажется ласковым, мягким и уютным. Даже утроба у него с пупырышками.
Интерьер яркий и стильный, но такого же цельного образа уже не производит. Салон полон различных дизайнерских находок, однако все они существуют будто сами по себе. Мягкие и приятные на ощупь вставки с вышеупомянутыми пупырышками отвлекают внимание от темно-серых панелей из дешевого твердого пластика. Оригинальность внутренним ручкам открывания дверей придают дырочки, но рождается ощущение, будто ручки сюда поставили с другой машины. Эффектнее всего выглядят шары воздуховодов – тут уж французским дизайнерам удалось соединить функциональность с эстетикой. Однако «на фоне» таких авангардных штукенций вся центральная часть торпедо с магнитолой и панелью климат-контроля просто меркнет. Есть еще один дизайнерский перл – пепельница. А вы что подумали? Ни в одном автомобиле нет такой гениальной пепельницы. Даже принципиальных некурильщиков она умиляет. Эта деталь стоит во весь рост, как стаканчик, рядом с рычагом КПП, и еще прикрыта крышечкой. По удобству пользования она ничем не уступает пепельнице на кухонном столе. Ее можно вынуть, взять в руки, передать на заднее сиденье. Или вообще выбросить – салон с утратой этой детали на станет выглядеть ущербно.
На самом видном месте вы найдете кнопку включения аварийных огней и кнопку управления центральным замком. Зато кнопки включения подогрева сидений вы никогда не найдете там, где привыкли видеть – на торпедо или между сидениями. Колесики, включающие и регулирующие нагрев, размещены на подушках сидений со стороны двери – место не самое удобное. Еще один проблемный орган управления – замок капота. У всех легковушек эта ручка как обозначается? Верно, специальной пиктограммкой. У «Ситроена» она выглядит как стоп-кран. Даже в красный цвет окрашена. Но вот беда: даже такая приметная деталь установлена под рулем и скрыта обшивкой от взгляда настолько надежно, что ее можно не увидеть и с десятого раза. Да и нащупать шансов нет. Велюровые сиденья изысками не отличаются, но выглядят очень уютно. Как водитель, так и пассажир может пользоваться собственным подлокотником. Диапазон регулировок достаточен, чтобы людям нестандартной комплекции найти компромиссную посадку. Великанов порадует высокая крыша, а коротышек – то, что водительское сиденье можно весьма высоко приподнять.
Не все сразу находят удобной комбинацию аналоговых приборов, мнемонических символов и цифрового спидометра. Дуга тахометра, несмотря на свои исполинские размеры, не читается одним взглядом – стрелку-засечку буквально надо выискивать на шкале. Гораздо лучше читаются, например, светящиеся сегментные указатели температуры двигателя и уровня топлива. Спидометр не мудрено в упор не заметить – пока не поймешь, что огромные мелькающие цифры в центре композиции и есть искомые показания скорости. Претензии можно предъявить и к подрулевым переключателям. Как всегда, у французских автомобилей эти органы перегружены функциями, причем последние на первый взгляд даже счету не поддаются. Говорят, и к ним спустя время привыкаешь – причем так, что любые другие варианты начинаешь находить неудобными.
Спорить не буду, но в С3 мне пришлось привыкать и еще к одной особенности: подрулевые «тычинки» сильнее обычного удалены от обода руля – пальцами надо тянуться, чтобы включить «поворотник» или побрызгать «омывалкой» на лобовое стекло. Все вышеназванные неудобства компенсирует очень удобный, регулируемый по вылету и наклону трехспицевый руль, обод которого обтянут кожей, а позади него на гоночный манер установлены лепестки переключения передач: справа – «+», слева – «–». Вот наконец-то мы и подошли к главной особенности нашего автомобиля.
Этот C3 необычен даже среди себе подобных – в нем установлена секвентальная коробка передач SensoDrive. Управлять коробкой можно не только лепестками, но и традиционным рычагом на центральном тонеле. Толкнул вперед – «+», назад – «–». Задняя передача включается перемещением рычага вправо и назад. Есть нейтральное положение, но нет положения... Parking. Французы упразднили эту функцию, придумав для своего прогрессивного «автомата» и особенные алгоритмы работы. Так, если отпустить педаль тормоза, то машина с обычным «автоматом» начнет ползти. Здесь она будет стоять на месте, даже если включена передача. Чтобы началось движение, надо нажать на газ. Разработчики посчитали, что такой алгоритм естественнее для управления. Может, оно и так, но только для опытных водителей. Например, когда отпускаешь тормоз, то с обычным «автоматом» машина или вообще не скатывается с горки назад, или хотя бы не сразу это начинает делать. А С3 катится куда хочет.
Senso-коробка не нуждается в «спортивном» или «зимнем» режиме. Спортивность достигается тем, что водитель всегда может вмешаться в процесс переключения передач. От пробуксовок и заносов машину оберегает отключаемый «трекшн-контроль» с системой ESP. Рядом с рычагом переключения передач есть кнопка Auto, которая включает полностью автоматический режим работы КПП. По умолчанию всегда включается «ручной» режим, но это не более чем обман. Даже в этом режиме КПП работает как «автомат», но только переходит на ступень вверх или вниз не при достижении определенных оборотов, а при срабатывании ограничителя. То же самое она делает при торможении – как только стрелка тахометра приближается к отметке 1, происходит переход на более низкую передачу. Ну и зачем все это?
В ручном режиме работы машина превращается почти в болид «Формулы-1». Рев выкручиваемого до упора мотора сам по себе производит сильное впечатление, а ведь при этом и 109-сильный моторчик ускоряет машину ой как неплохо! Правда, до настоящей «ручки» Senso-коробке еще далеко – переключения вверх происходят медленно и сопровождаются ощутимыми провалами в тяге. Зато переключения вниз происходят быстро и четко. Достаточно раз-другой нажать на лепесток с минусом одновременно утопливая педаль газа, как коробка почти без промедления воспримет команду и моментально пришпорит машину. В чисто автоматическом режиме работы SensoDrive не впечатляет. Переключение передач происходит с очень заметными провалами в тяге. На низких передачах вообще возникает ощущение, будто в момент переключения вверх машину кто-то нарочно притормаживает. Переключения вниз происходят запоздало. Положение иногда спасает «Кик-Даун», когда от резкого нажатия акселератора до упора коробка переходит на две ступени ниже, однако эта процедура тоже происходит не идеально: задержка велика, тяга прибавляется сумбурно, а руль так и норовит выкрутиться под избытком тяги вправо.
Удивила довольно жесткая подвеска C3 Senso-Drive. Трясет так, что ощущаешь себя погремушкой. Скользкие заснеженные дороги не позволили в полной мере оценить, насколько выиграла от этого управляемость – а стандартный мягкий C3 в этом упражнении, к слову, не блистал – однако по тому, насколько уменьшились крены и четче реакции, можно надеяться, что «боевой» C3 будет атаковать повороты играючи и без лишнего визга.
И все же вряд ли Senso-Drive рассчитан на водителей, которые хотят почувствовать себя Шумахером. Ведь вместо недешевого секвентального «автомата» (а с ним С3 в минимальной комплектации стоит дороже $14,5 тыс.) разумнее предпочесть более мощный двигатель и обычную «ручку», чтобы испытать прилив адреналина. Французская новинка ориентирована на водительниц, которые не прочь произвести эффект на своих подруг или окружающих. Если ежедневные поездки проходят по хорошим дорогам, то именно такой C3 позволит выделиться в потоке и утереть нос некоторым. Вот прочитайте еще раз название инновации: SensoDrive. Уверен, не будь ее разработчики французами, то машинку бы эту так и назвали: «Сексо-драйв»...