Тест-драйв BMW X3
В результате клонирования первой на свет появилась белая и пушистая овечка Долли. Мило. А немцы поступили по-другому: изменили хромосомный набор "икс-пятой" и на свет появился BMW X3.
В первый раз о новом вседорожнике от BMW заговорили прошлой зимой на Детройтском автосалоне, когда компания представила его прототип - концепт xActivity. Тогда стало понятно, что очень скоро в модельном ряду "баварцев" появится младший брат Х5. В течение полугода интерес к новому члену семьи BMW регулярно подогревался шпионскими фотографиями, периодически всплывавшими на страницах интернет-изданий. Предположения полностью оправдались: в сентябре состоялась премьера во Франкфурте, а в конце октября первые Х3 были предоставлены на "растерзание" журналистам.
На первый взгляд, новый Х3 очень похож на Х5, разве что размером поменьше. Присмотревшись, понимаешь, что дизайнеры не поскупились на свежие решения - "младшенький" смотрится гораздо утонченнее и элегантнее. Новая форма "ноздрей" в сочетании со сдвоенными, чуть "вздернутыми" по краям фарами придают внешности машины спортивный характер. Впрочем, об этом физкультурном настрое свидетельствуют едва ли не все внешние детали: длинный рельефный капот, расширенные колесные арки, ярко выраженная боковая линия, слегка отнесенный назад салон, спойлер на крыше. Задняя часть крыши заметно наклонена вниз и удачно сочетается с новой интерпретацией формы задних боковых стекол. Только в оформлении задних фонарей угадывается характерная для BMW L-образная форма.
Классический "мюнхенский" дизайнерский прием мы нашли в салоне - центральная консоль немного развернута "на водителя". Внутри BMW X3 оформлен скорее "по старинке", чем в стиле флагманской "семерки" или новомодной "пятерки". Хотя некоторый экивок в сторону современной автомоды был обнаружен - жидкокристаллический дисплей навигации над центральными дефлекторами системы климат-контроля. Очень необычную форму имеют дверные ручки - они перекрещиваются с подлокотниками и проходят до нижнего края двери. Подлокотник настолько удобен, что руку с него просто не хочется убирать. В нижней части дверей - большие карманы с сетками; два отделения для мелочей есть и в центральной консоли. Открыв крышку первого, можно обнаружить внутри стационарно установленный телефон. Если "копнуть" глубже, открывается второе, более вместительное отделение. В нем, кстати, в качестве дополнительного оборудования может размещаться CD-чейнджер на 6 компакт-дисков.
Задние пассажиры также не обделены комфортом - даже у человека высокого роста коленки в спинку переднего сиденья не упираются. Разложить мелкое имущество и дорожные припасы можно по карманам в дверях и в "бардачке" в центральном подлокотнике с двумя выдвижными подстаканниками.
По заверениям производителя, BMW X3 придуман прежде всего для людей, прямо-таки помешанных на активных занятиях спортом. Поэтому багажник сделан весьма объемным - 480 литров. А если сложить спинки задних сидений, объем багажника увеличивается в три раза и составляет 1560 литров. В этом случае здесь можно разместить, к примеру, три небольших горных велосипеда. В нашем автомобиле на полу багажника были установлены две крепежные планки с четырьмя передвижными фиксируемыми петлями. Это оснащение не входит в стандартную комплектацию, а жаль. При помощи петель можно надежно закрепить грузы самых разнообразных форм.
Вообще, к BMW X3 прилагается солидный список опций. Например, состоящий из двух частей огромный панорамный люк: его площадь составляет 0,65 кв. м и занимает он почти всю крышу. Для защиты от солнца люк сделан из темно-серого дымчатого стекла и имеет дополнительную автоматическую шторку. Еще можно заказать адаптивные поворотные биксеноновые фары, атермальное лобовое стекло, защищающее салон от перегрева, внутрисалонное зеркало заднего вида, плавно затемняющееся, если вас слепят сзади. Опциями являются также навигационная система с DVD и телевизором, стационарный телефон, HiFi-аудиосистема BMW Business CD, "парктроник", датчик дождя и "спортивный пакет".
Тронувшись, мы сразу поняли, что родная стихия X3 - это извилистое шоссе с хорошим покрытием, а не off-road. Спору нет, при желании на этом автомобиле можно заехать на высокий бордюр или помесить грязь коттеджного поселка, но для серьезных внедорожных испытаний машина, конечно, не предназначена. Наш путь лежал в горы. Дороги здесь узкие, изобилуют 180-градусными поворотами, крутыми подъемами и спусками - самое оно, чтобы испытать новейшую систему полного привода, впервые представленную на X3.
Надо сказать, что российскому амбициозному водителю стоит с осторожностью отнестись к системе xDrive. Если переоценить свое водительское мастерство, запросто можно улететь с трассы. Покатавшись часок-другой, начинаешь думать, что на дороге тебе позволено все. Постепенно мы начали проходить крутые повороты все быстрей и быстрей, и в какой-то момент нам показалось, что движение по испанским серпантинам не то что бы идет вразрез с ПДД, а грубо попирает законы физики. Главное - успевать крутить руль. Опасную скорость поворота можно было оценить лишь по косвенному признаку - если закладывать поворот очень уж круто, придавливая педаль газа, то машина обязательно взвизгнет каким-нибудь колесом. К счастью, наши вестибулярные аппараты запросили пощады раньше, чем система xDrive. XDrive - это "Интеллектуальная система полного привода", и именно она обеспечивает бесступенчатое и плавное распределение крутящего момента между передними и задними колесами. Главный узел всей системы - многодисковая муфта с электронным управлением - расположен в раздаточной коробке. Муфта передает усилие на переднюю ось через карданный вал с цепным приводом, проходящий параллельно двигателю с левой стороны. При этом электроника способна изменить момент, передаваемый на переднюю ось, в течение миллисекунд. Главное отличие xDrive от других систем полного привода в том, что она начинает действовать еще до того, как одно из колес сорвалось в пробуксовку. Способность же к таким "предсказаниям" достигается благодаря тому, что xDrive одновременно анализирует множество информации, включая характер действий водителя, а также данные, собираемые системой курсовой устойчивости DSC.
После посещения так называемого внедорожного полигона (даже единственная лужа была забетонирована) мы окончательно убедились в том, что Х3 не приспособлен для "бездорожья" в русском понимании - только для неухоженных ландшафтов Западной Европы. На автомобиле можно лихо промчаться по луже, вздымая тучи брызг и вызывая к жизни небольшую радугу, можно свободно проехать по грунтовке или дорожке, присыпанной рождественским снежком, но не более. Внедорожной солидности не добавляет даже система помощи при спуске (HDC). Она активируется специальной кнопкой при движении со скоростью не выше 35 км/ч. Система "осаживает" Х3 до 8 км/ч, после этого нужную безопасную скорость можно выбрать с помощью клавиш "+" или "-", расположенных на руле. Более рационально на Х3 смотрится Система контроля устойчивости прицепа. Она "вшита" в систему DSC и активизируется при подключении сцепного устройства. Система распознает опасные раскачивания прицепа, и сама вмешивается в работу тормозов и двигателя.
На BMW X3 будут устанавливать три двигателя, все - рядные "шестерки": актуальные для России бензиновые, объемом 2,5 и 3,0 л, и непопулярный дизель 3,0. Мы ездили по Испании на трехлитровом "бензине" мощностью 231 л.с. 24-клапанный мотор оснащен системой изменяемых фаз газораспределения, имеет по отдельной катушке зажигания на цилиндр. С этим мотором небольшой Х3 "выстреливает" в лучших традициях баварской марки. Обгонять на дороге - одно удовольствие, однако двигатель не только динамичный, но и экономичный. С механической коробкой он потребляет всего 11,4 л на "сотню" и, как утверждается, "допускает применение низкосортного бензина". При этом фактически все его узлы не требуют обслуживания и рассчитаны на весь срок службы машины. Например, воздушный фильтр и свечи требуют замены лишь через 100 тысяч километров. Посмотрим...
Нам показалась, что этот автомобиль хорошо приживется на нашей почве - конкурентов ему, на радость BMW, на российском рынке пока нет. Да, за те же деньги можно купить очень неплохой внедорожник, но размером со слона. А вот более компактные варианты состоятельные покупатели рассматривать будут едва ли - не та ценовая категория, не тот престиж.