После бурного роста российский рынок ждет стагнация
После бурного роста российский рынок ждет стагнация или вовсе падение продаж. Негативные тенденции объясняются окончанием программ господдержки и ожиданием новых финансовых потрясений в Европе.
При самом неблагоприятном прогнозе рынок упадет на 8%.прогнозируют аудиторы крупнейшей в мире консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. Предыдущий прогноз PwC, который аудиторы давали на 2011 год, оказался близок к истине. Ровно год назад эксперты компании говорили о росте российского авторынка на 20—35% — до 2,5 млн легковых автомобилей.
В 2011 году рынок легковых автомобилей показал 40-процентный рост в количественном выражении. Всего было продано 2,5 млн новых легковых автомобилей (без учета легкового коммерческого транспорта), что в денежном выражении составляет $58,9 млрд — выше аналогичных показателей 2010 года на 70%. В России в прошлом году было продано 620 тысяч машин традиционных российских производителей на сумму $6,9 млрд и 1,04 млн иномарок, произведенных в России, на сумму $23,7 млрд долларов. Объем импорта составил 840 тысяч иномарок на сумму $28,3 млрд. «Прирост производства иностранных брендов существенно выше прироста производства отечественных брендов, — обращают внимание в PwC. — Из-за активного роста внутреннего производства иномарок рост их продаж в 2011 году составил 70% в количественном выражении и 98% в денежном».
Продажи в 2011 году росли на фоне восстановления потребительской уверенности, программ государственной поддержки и увеличения доступности кредитования (в 2011 году 1,1 млн автомобилей — 44% — россияне покупали в кредит).
Однако, по самому осторожному прогнозу аудиторов, в 2012 году в России автокомпании реализуют примерно столько же легковых автомобилей — 2,5 млн штук. «В дальнейшем мы ожидаем замедления роста», — сообщают в PwC.
При самых благоприятных прогнозах рынок в текущем году может вырасти всего на 4% — до 2,6 млн автомобилей. Росту автопродаж могут способствовать будущие инвестиции иностранных автокомпаний: Россия остается одним из самых перспективных направлений из-за низкой автомобилизации населения и высокого возраста автопарка. Кроме того, росту автопродаж косвенно могут способствовать открытие собственных банков автопроизводителей и стабилизация цен на нефть. Небольшой рост числа ввезенных иномарок даст вступление России в ВТО, после чего пошлины на новые легковые автомобили снизятся с нынешних 30% до 25%, а затем постепенно в течение семи лет — до 15%.
Эксперты PwC дают и негативный прогноз, при котором продажи на рынке в 2012 могут упасть на 8% — до 2,3 млн автомобилей.
Снижение ожидается в связи с окончанием государственных программ по стимулированию автопрома. Так, в августе завершилась программа по утилизации автохлама, которая дала рост продаж в основном «АвтоВАЗу», а также льготного автокредитования, что даст рост ставок по кредитам в 2012 году. Еще один фактор, который может негативно отразиться на рынке, это общая неустойчивая экономическая ситуация в Европе, грозящая очередными финансовыми потрясениями, а также нестабильный курс рубля.
«Российский рынок продолжает оставаться достаточно волатильным, и в краткосрочной перспективе он трудно предсказуем. В текущих экономических условиях игроки автомобильного рынка могут рассчитывать на долгосрочный рост, но при этом должны быть готовы быстро отреагировать на возможные изменения», — отмечается в материалах PwC.