Тест-драйв Toyota Land Cruiser Prado 1992 г.в.

22 февраля, 2004 - 09:25Autolenta.ru, Land Cruiser Land Cruiser Prado Toyota Тест-драйв

Герой нашего материала, Land Cruiser 70-й серии, дебютировал в 1985-м и до сих пор выпускается для рынка ряда стран третьего мира, а вот в Европе с введением экологических норм Евро 3 его продажи были прекращены.

В ЛЕГКОМ ВЕСЕ

Данная серия выпускалась в двух вариантах: облегченной (light), основное отличие которой — «легкие» двигатели и пружинная подвеска, и тяжелой (heavy), о которой ниже. Для light в 1990-м году был проведен рестайлинг, результаты которого заметны по передней оптике, где круглые фары сменились квадратными. В то же время у «тяжелых» вариантов на протяжении всего периода производства они оставались круглыми.

Версии light в основном представлены в трехдверных кузовах. Наиболее распространены машины с маленькой колесной базой, их индексы — 70 и 72 («бюджетный» вариант). Помимо «коротышек», существует удлиненная на 300 мм по базе 73-я модификация. Кроме ряда незначительных отличий — откидывающееся на капот ветровое стекло, штатный каркас безопасности — данная версия выделяется еще съемной пластиковой крышей. В базовой комплектации все экземпляры оснащены гидроусилителем руля, регулируемой рулевой колонкой, центральным замком.

Что касается пятидверных кузовов (с самой большой длиной колесной базы), то их начали выпускать лишь с 1990 года. В леворульном исполнении они встречаются редко, а с правым расположением «баранки» на нашем рынке сэконд-хэнда таких предлагается много, в народе их именуют «квадратными Прадо» (официальное название Land Cruiser Prado — 78) и все без исключения ввезены из Японии. Они оснащаются только двумя турбодизелями с электронным управлением подачей топлива: 95-сильным 2,5 л (2LTE) и 130-сильным 3,0 л (1KZTE). В трансмиссии у подавляющего большинства этих праворульных версий применены «автоматы», в то время как у леворульных КП механическая пятиступенчатая. Практически все «квадратные Прадо» имеют обширный электропакет и кондиционер.

Самый распространенный двигатель на леворульных версиях — 90-сильный турбодизель (индекс 2LТ) 2,5 л. Про него рассказывают много страшилок: дескать, у каждой второй машины трещины в головке блока цилиндров и прочие неприятности. Однако это самый массовый «тойотовский» дизель, применяемый на различных моделях, и, естественно, относительно его эксплуатационных особенностей накоплен очень большой объем информации, в том числе и негативной. Что касается трещин, то действительно этот двигатель (как и многие другие легковые турбодизели) склонен к их появлению, особенно в результате перегрева. Кстати, на машинах первых лет выпуска устанавливался атмосферный вариант этого 2,5-литрового мотора, обозначавшийся как 2L, мощностью 72 л.с., не имевший тенденций к образованию трещин. С 1993-го начали применять 3,0-литровый 125-сильный турбодизель. Экземпляры, им оснащенные, найти непросто, да и стоят они значительно дороже. А еще в линейке моторов присутствует единственный бензиновый двигатель 2,5 л (114 л.с.). В его системе питания у большинства машин установлен карбюратор.

В целом ресурс моторов до капремонта может соперничать с уазовским. Зато атмосферный 85-сильный дизель 2,8 л/85 л.с. (3L) — один из самых надежных «тойотовских» моторов (на остальные версии Land Cruiser он не устанавливался).

Забавно, но при всей своей «пустоте» и утилитарности 72-е иногда бывают с кондиционером. Очень редко можно встретить «бюджетный» пятидверный вариант — 79-я модификация. Эти две версии «бегают» по России со своего рождения, что объясняется следующим: все они были куплены в начале 90-х годов различными отечественными организациями по бартерным сделкам в обмен на лес, полезные ископаемые и даже некоторые изделия тяжелого машиностроения, которые для каких-то целей понадобились Стране восходящего солнца. На таких авто ездит, например, все начальство угольного разреза «Нерюнгринский», что на юге Якутии.

ТЯЖЕЛОВЕСЫ

Heavy «семидесятки» отличаются рессорной подвеской, более массивными мостами, коробками передач и иной рамой, кроме того, их снаряженная масса процентов на 20 превышает этот же показатель light-версий.

На нашем вторичном рынке из «тяжелых» 70-х преобладают «праворукие» экземпляры. Если же правый руль (учтите, переставить «баранку» налево за разумные деньги нереально — неоткуда взять донорские запчасти) для вас не помеха, то купить такую машину вполне реально (особенно на Дальнем Востоке). В основном предлагают трехдверные кузова, в том числе 73-ю, со съемной крышей (в некоторых комплектациях обозначающуюся как 74-я). Также трехдверный, но самый длинный кузов у 75-й версии (как открытый пикап, так и цельнометаллический с крышей), которая широко используется в международных организациях, таких, как «Врачи мира», «Красный Крест», и, естественно, в большинстве своем имеет леворульное исполнение.

Самый распространенный мотор на этих модификациях — 90-сильный дизель объемом 3,4 л (3В) с турбонаддувом, развивающий 120 л.с. С 1990 года встречаются экземпляры, оснащенные 4,2-литровыми дизелями, мощностью 135 л.с. (1HZ, который устанавливался на Land Cruiser 80-й серии) и его 3,5-литровой 115-сильной версией (1PZ). Для рынка третьих стран, помимо уже перечисленных двигателей, предлагались машины, оснащенные еще и бензиновыми моторами объемом 4—4,5 литра.

Ресурс двигателей для тяжелых версий — 500—700 тыс. км, что достигается прежде всего за счет их «ненагруженности». Некоторые из автомобилей, выпущенных после 1990 года, имеют переднюю пружинную и заднюю рессорную подвески, хотя большинство из них — полностью рессорные.

ПРОСТО И НАДЕЖНО

Все 70-е Cruiser имеют трансмиссию типа part-time (время от времени), где постоянно ведущим является задний мост, а передний подключается жестко вручную (межосевой дифференциал отсутствует). В раздаточной коробке есть понижающая передача. У любых версий подвеска передних и задних колес зависимая, с мощными балками неразрезных мостов. Надежность и ресурс подвески и трансмиссии очень высоки, и даже при тяжелой внедорожной эксплуатации они не требуют ремонта длительное время. Главное — не забывать вовремя обновлять смазку в карданных валах, поворотных кулаках переднего моста и подшипниках ступиц, а также менять трансмиссионное масло.

Механические блокировки межколесных дифференциалов применялись лишь на «тяжелых» версиях, но встречаются редко и если есть, то две сразу — на оба моста. Электрические блокировки устанавливались только в задний мост и встречаются (нечасто) в основном у праворульных экземпляров с пружинной подвеской. В заднем мосту у большинства экземпляров (кроме 72-й серии) стоит дифференциал повышенного трения (LSD). Механическими лебедками штатно комплектовались лишь небольшое количество «семидесяток», электрические же лебедки чаще всего встречаются на «бюджетных» вариантах.

НЕ СТОИТ ЗАПУСКАТЬ

По поведению на дороге наш герой классический внедорожник с присущим этому типу характером, обусловленным высоким расположением центра тяжести и зависимой подвеской. Но если управлять машиной с учетом этих особенностей, то неприятностей ждать не придется.

В целом это очень надежная модель, и все ее поломки связаны с тем, что, уверовав в исключительную прочность своего «коня», хозяева перестают уделять ему хоть какое-то внимание.

ИСТОРИЯ МОДЕЛИ

Дебют 70-й серии Land Cruiser состоялся в 1985 году. Она пришла на смену 40-й серии, производившейся с начала 70-х. Параллельно с 70-й выпускалась сначала 60-я, дебютировавшая в 1982-м, а затем и 80-я, начало продаж которой пришлось на 1990 год. Эта серия была сразу предложена в двух вариантах: облегченная версия (light), оснащавшаяся «малолитражными» моторами и пружинной подвеской, и тяжелая (heavy), основное отличие которой — рессорная ходовая часть, более мощные двигатели и агрегаты трансмиссии. Версия light комплектовалась дизелями и турбодизелями серии L (объемом 2,5—2,8 л) и единственным бензиновым 2,4-литровым мотором с индексом 22R, развивающим 105—114 л.с. В 1990-м «легкую» версию подвергли рестайлингу.

Тогда же дебютировали пятидверные модификации с увеличенной колесной базой. Помимо внешнего вида, небольшим изменениям подверглась конструкция — другими стали рычаги крепления мостов, передние амортизаторы переместились внутрь пружин. Отличить дорестайлинговые версии можно по круглым фарам. В 1993 году появились новые турбодизели серии KZ 3,0 л (125—130 л.с.). В 1996-м с конвейера сошли последние экземпляры «легкой» серии, в то время как «тяжелая» выпускается для рынка третьих стран и по сей день.

На heavy-версиях преобладают дизели серии В и Н объемом 3,5—4,2 л мощностью 90—135 л.с. и изредка встречаются бензиновые серии F объемом 4,0—4,5 л (155—212 л.с.). Наиболее распространены трехдверные варианты.