Тест-драйв Fiat Stilo Wagon
К заграничным родственникам отечественных «Жигулей» у нас в последнее время относятся с недоверием. Считается, что машины из теплой Италии не всегда выдерживают суровые условия российских дорог. Но в чем ни за что не обвинишь итальянцев, так это в скучном дизайне. Даже универсалы у них выходят стильными и ладными.
Когда-то в Fiat Stilo меня интриговало буквально все. Взять хотя бы дизайн. Резкий переход от плавных линий и закругленных форм модели-предшественницы Brava/Bravo к модным «новым граням» сразу выделил Stilo среди одноклассников. Но дело не только в стиле. Если ориентироваться только по цифрам габаритных размеров, Stilo представляется машиной крупной и высокой. А вот глядя на нее живьем, такое и в голову не приходило – итальянские дизайнеры, как всегда, сработали на славу, придав кузову динамичные и легкие современные формы. А вот «универсальный» Stilo, которые только недавно начали продавать в Европе и у нас, оказался больше по размерам, чем я ожидал. В отличие от хэтчбеков он заметно приподнят за счет увеличенного клиренса. На фоне универсалов классом выше – «пассатов» и им подобных – «стильный сарай» смотрится не менее мощно: упрямый подбородок переднего спойлера с покатым ребристым капотом, строгая, почти прямоугольная, форма фар, довольно изящные рейлинги на крыше. Интересно – по крайней мере нетривиально – сделана «корма».
Гармоничным, продуманным и даже элегантным казался салон, в котором эргономика и практичность не оказалась принесенными в жертву хайтековским стилистическим решениям. Запас пространства над головой в универсальном Stilo достаточно велик, поэтому после перебора нескольких вариантов я смог выбрать наиболее удобную для себя посадку, «как в джипах»: высоко поднятые сиденье и руль, почти вертикальная спинка, комфортное расстояние до педалей при слегка согнутых коленях. Хорошая обзорность, верное ощущение габаритов и самой динамики машины – тут же все это появилось и подняло мне настроение. С боковыми зеркалами заднего вида, правда, так и остались небольшие проблемы. Удаляют, на мой взгляд, сильнее обычного, да к тому же невелик сектор обзора по высоте – иногда приходится при перестроениях кивать головой, чтобы верно оценить ситуацию сзади. Повернул ключ. Под спидометром загорелся дисплей бортового компьютера. По нему скользнули какие-то надписи на итальянском языке.
Никакими манипуляциями с компьютером так и не удалось перевести выдаваемые «мозгами» тексты с итальянского на русский язык. Правда, наиболее популярные европейские языки здесь присутствуют. Из этого стало понятно, что на полную адаптацию Stilo к отечественным условиям рассчитывать не стоит. Знакомясь с салоном, я уже не нашел к чему придраться. Ну, разве что подрулевые переключатели слегка огорчили: усилие и длина хода не соответствуют моим привычкам. Да, пожалуй, риски и циферки на приборной панели недостаточно контрастны. Зато центральная консоль действительно очень удобна. На включение и настройку магнитолы у меня ушло не более 10 секунд (кстати, звучит она совсем «небедно»). На манипуляции с тремя ручками и тремя кнопками отопителя-кондиционера вообще ушли мгновения – проще и понятнее эту шутку, кажется, сделать уже невозможно.
Так что в салоне все оказалось на месте, и даже нашлась лишняя кнопка с надписью «City». От ее нажатия вроде ничего не менялось. Лишь потом в инструкции я вычитал, что этой кнопкой на полную мощность включается электроусилитель руля, что дает возможность крутить «баранку» на парковке одним пальцем. Причем система обладает интеллектом: «облегчитель» действует только до 70 км/ч, а затем рулю снова возвращают нормальное реактивное усилие. За инструкцию вообще пришлось засесть как следует, чтобы разобраться с тем, что означают сообщения на итальянском языке. Заодно я для себя выяснил, что электронные мозги Stilo Wagon отнюдь не так примитивны, как на его одноклассниках. Например, обнаружилось меню My Car, с помощью которого в машине можно многое сконфигурировать под себя: установить ограничение максимальной скорости, выбрать режимы работы часов, календаря и маршрутного компьютера, запрограммировать алгоритм отпирания дверей (только водительская, все сразу или без багажника), активировать их автоматическое запирание после начала движения.
Теперь стало понятно, в чем заключалась идея дорогостоящего проекта под названием Stilo, затеянного в Fiat в 1998 году ради амбициозной цели: вернуться в авангард среднего класса. Итальянцы решили построить машину, которая угодила бы всем, причем даже в условиях, когда конкуренты предложат на рынке машины следующего поколения. Иными словами, Stilo должен стать автомобилем «завтрашнего дня». Отсюда и большие интеллектуальные возможности, и не столько эффектный, сколько универсально-нейтральный дизайн. Ту же цель преследует и длинный перечень оснащения. Уже в базовой комплектации в Stilo есть как просто приятные мелочи вроде подсветки для ног пассажиров, так и вещи посерьезнее: кондиционер с несколькими воздуховодами для задних пассажиров, продвинутая АБС с «помощником» экстренного торможения и системой перераспределения тормозных усилий и две адаптивные подушки безопасности. Это далеко не все, чем может похвастать Stilo. За доплату в него можно поставить еще четыре «эйрбега», память регулировок сидений, ESP, всевозможные датчики дождя и парковки, ксенон и кожу, бардачок с функцией холодильника и шикарный электрический люк едва ли не во всю крышу. После этого «стильный сарай», правда, подорожав раза в полтора, утрет нос по уровню комфорта «вагонам» бизнес-класса.
По большому счету, Stilo разочаровал только одним: своей динамикой. Для машины, снаряженная масса которой приближается к 1400 кг, тяги 1,6-литрового моторчика явно недостаточно. К тому же повадки у мотора, честно скажу, немного странные. Резко нажмешь газ – обороты еле-еле нарастают. Зато когда бросишь газ, подача топлива еще какое-то время продолжается. Может, так себя проявляют мероприятия по удушению движка до норм Euro 4? Чувствуется, что в потенциале моторчик не слабый – после четырех тысяч оборотов он проявляет здоровую злость. Но даже раскручиваясь до ограничителя, мотор 1,6 все равно не с состоянии заставить тяжелый Stilo разгоняться как следует. Поэтому единственный вариант для водителя – подстраиваться под машину, передвигаясь тихо и спокойно как тень.
Кстати, к этому располагает и отличная (особенно по фиатовским меркам) шумоизоляция. На ходу машина приятно удивила работой подвески – движется Stilo собранно, сохраняет высокую курсовую устойчивость на максимальной скорости, уверенно прописывает повороты, при этом не сильно кренится и не допускает уводов при разгоне. И еще одна интересная черта: машина воспринимается как очень мягкая. Там, где обычно при 70–80 км/ч сотрясаешься на грубых заплатках асфальта или на «стиральной доске», на Stilo пролетаешь, как на воздушной подушке.
Порадовало и качество сборки. Прямо скажу – уже совсем не фиатовское. Всю машину облазил в поисках каких-то огрехов и не нашел ни одного криво вкрученного самореза, ни одной косой панели. Уплотнители лежат ровненько, щели на кузовных панелях выверены, под капотом и в багажнике красота и порядок. Вот если бы моторчик у Stilo был помощней, а еще лучше – дизелек лошадок в 110–120… Очень полезная бы получилась вещь в хозяйстве. Stilo Wagon в начальной комплектации Actual предлагается от €17,5 тыс.