Opel Astra покупать или нет?
Разговоры о том, что Opel Astra начнут собирать в России, ходили еще с середины 90-х годов. Однако лишь в октябре этого года представители СП «GM-АвтоВАЗ» официально заявили, что первые российские Astra сойдут с конвейера в 2005 году (называть они, правда, будут «Шевроле Нова»). Но в России будут делать не третье поколение Astra, которое официально было представлено в сентябре этого года, а старую модель.
Впервые имя Astra появилось в модельном ряду Opel в 1991 году – тогда этот автомобиль пришел на смену довольно популярному Kadett E. Первое поколение Astra зарекомендовало себя, как довольно надежная и в меру комфортабельная машина, однако по сумме всех потребительских качеств первая Astra (это поколение иногда обозначается буквой «F») все же проигрывала своему главному конкуренту – Volkswagen Golf III. Но из-за невысокой цены и более-менее доступных запчастей, спрос на этот автомобиль до сих пор достаточно высокий. Второе поколение Astra («G») появилось в 1998 году. Opel удалось сохранить в новой модели ее главнее преимущество – низкую цену. Именно поэтому Astra сейчас становится все более популярной на вторичном рынке, ведь этот автомобиль обходится на несколько тысяч долларов дешевле, чем Golf IV того же года выпуска. Но, правда, и по надежности Opel Astra немного проигрывает Golf. Ну а самое обидное, что наиболее распространенный 1,6-литровый 16-клапанный двигатель мощностью 101 л.с. считается далеко не самым надежным.
Вообще под капот Opel Astra второго поколения устанавливали довольно много всевозможных силовых агрегатов. Причем, при выборе автомобиля совершенно не нужно сразу же отказываться от моторов небольшого объема, так как эти машины, во-первых, стоят чуть дешевле, а во-вторых, даже самого слабого 1,2-литрового 65-сильного мотора хватает для нормальной езды (максимальная скорость 165 км/час). А если привозить автомобиль из Европы, то тогда автомобили с 1,2- и 1,4-литровыми двигателями будут еще выгоднее, ведь при «растаможке» за каждый кубический сантиметр нужно будет платить 1 евро, а не 1,5 евро, как в случае с двигателями объемом 1,5-1,8 л. (в итоге экономия только на одной таможне будет около $1 тыс).
Итак, помимо 1,2-литрового двигателя Opel Astra второго поколения чаще всего оснащалась следующими моторами: 1,4 л. (16 клапанов, 90 л.с.), 1,6 л. (8 или 16 клапанов, мощность 75 или 101 л.с. соответственно), 1,8 л. (16 клапанов, 116 л.с.), 2,0 л. (16 клапанов, 136 л.с.). Были и дизели объемом 1,7 л. и 2,0 л. (68, 75, 80, 82 л.с. или 101 л.с.). Но если машина сделана после 2000 года, то тогда гамма двигателей будет немного иной. Так, 1,6-литровый 8-клапанный мотор стал выдавать 85 л.с., а 1,8-литровый – 125 л.с. 2,0-литровый двигатель мощностью 136 л.с. был в том году заменен на 2,2-литровый агрегат (147 л.с.). Появился и новый турбодизель объемом 2,2 литра (125 л.с.). Помимо вышеперечисленных версий Opel c 1999 года выпускал и «заряженную» модификацию, которая называлась Astra OPC. Сначала она имела 2,0-литровый двигатель мощностью 160 л.с., однако довольно быстро стало ясно, что этих «лошадей» явно мало для спортивного исполнения модели (тем более что Volkswagen Golf имел намного более мощные двигатели).
Так что в 2002 году появилась новая версия Astra OPC с 2,0-литровым мотором с турбонаддувом мощностью уже 200 л.с. Следует отметить, что на вторичном рынке Astra OPC встречается крайне редко, да к тому же смысл покупать такой автомобиль представляется сомнительным (особенно это касается первой версии Astra OPC). К тому же «заряженные» версии Astra имеют жесткую подвеску с которой езда по нашим дорогам мало кому доставит удовольствие. Да и ремонт Astra OPC будет стоить очень дорого, ведь для этой машины придется покупать исключительно оригинальные запчасти.
Среди всей гаммы двигателей самым неудачным считается 1,6-литровый агрегат, причем как в 8-, так и в 16-клапанном варианте. В некоторых случаях 1,6-литровый двигатель требует проведения капитального ремонта уже после пробега 100-120 тыс. км. (к 180 тыс. км это уже совершенно нормальное явление). Износ двигателя проявляется в первую очередь в повышенном расходе масла. Если все дело в замене прокладки, то тогда затраты будут минимальны, но в большинстве случаев степень износа мотора можно узнать только после вскрытия «движка». И, к сожалению, часто требуется проведение полноценного ремонта мотора. Если выполнять эту операцию на фирменном СТО, то стоимость восстановление работоспособности силового агрегата составит просто астрономическую сумму (иногда более $2,5 тыс.), однако, по счастью, сейчас есть множество мастерских, занимающихся немецкими автомобилями.
Как правило, мастера там хорошо знают 1,6-литровый опелевский мотор (он устанавливался и на Vectra второго поколения). В таких конторах при покупке неоригинальных запчастей цена «капиталки» составит порядка $700. Кстати, если кто-то думает, что 1,6-литровые двигатели быстро выходят из строя из-за нашего бензина, то это совершенно не так - на хорошем немецком топливе эти «движки» выхаживают ничуть не больше. А вот свечи зажигания в России приходится менять каждые 40-45 тыс. км, хотя в сервис-книжке написано, что они должны служить по 60 тыс. км. Кстати, воздушный и топливный фильтры тоже лучше менять почаще.
В общем, Opel Astra с 1,6-литровым двигателем является далеко не самым лучшим вариантом. Более надежным считается 1,8-литровый агрегат мощностью 115 л.с. (с 2000 года – 125 л.с.) или 2,0-литровый мотор (136 л.с.). Если пробег автомобиля составляет менее 150 тыс. км, то эти двигатели не должны «жрать» масло, но и они могут «подложить свинью». По словам мастеров, иногда у этих «движков» искривляется и трескается выпускной коллектор. Его замена будет стоить около $200. Что касается 1,2- и 1,4-литровых моторов, то их у нас довольно мало, хотя в последнее время автомобили с таким агрегатами стали все чаще завозиться в Россию (во многом из-за уже упоминавшихся особенностей таможенной очистки).
Следует отметить, что 1,2-литровый мотор имеет не ремень ГРМ, а надежную цепь, которая служит очень долго. Тем самым владельцы таких автомобилей застрахованы от вероятности внезапного обрыва ремня, что иногда случается на других моторах. А менять ремень ГРМ на всех двигателях вне зависимости от их литража нужно строго каждые 60 тыс. км. (это рекомендация для российских условий – в Германии на Astra второго поколения ремень «живет» чуть подольше). Причем, зафиксированы случаи, когда ремень рвался раньше положенного срока. Замена ремней с роликами на фирменной СТО будет стоить около $200 (при использовании неоригинальных запчастей сумму можно сократить примерно на $50). Одновременно с ремнем ГРМ лучше сразу поменять и помпу, так как с большой долей вероятности можно предположить, что она выйдет из строя примерно через 5-10 тыс. км. после замены ремня.
На всех опелевских моторах вне зависимости от объема двигателя и количества клапанов время от времени начинаются проблемы с холостым ходом. Серьезно расстраиваться по этому поводу не стоит, так как в большинстве случаев для восстановления нормальной работы двигателя достаточно прочистить клапан холостого хода. Это будет стоить порядка $10. Но если прочистка не помогает, то тогда придется покупать новый клапан – около $120-150. Иногда выходит из строя и датчик распредвала ($90). Частенько «глючит» клапан рециркуляции отработанных газов (так называемый EGR). Как правило, это проявляется в загоревшейся лампочке на панели приборов и небольшой потери мощности. Но с заменой клапана лучше не затягивать (вместе с работой это обойдется в $185).
Коробки передач практически не вызывают нареканий (Astra оснащали как 5-ступенчатой «механикой», так и 4-ступенчатым «автоматом»). Но механическая КПП имеет характерную проблему, которая встречается на многих Opel с пробегом более 100 тыс. км. Речь идет о механизме переключения передач, где может потечь сальник кулисы (замена обойдется в $20).
Opel Astra при первом взгляде вряд ли кого-нибудь заставит в себя влюбиться, но и неприязни не вызовет. Благодаря кропотливой работе специалистов по аэродинамике удалось добиться отличного коэффициента аэродинамического сопротивления (Сх) - 0,29. Это очень хороший результат для серийных машин такого класса. Чаще всего на вторичном рынке можно встретить Astra в виде 3- или 5-дверного хэтчбека, седана или универсала. Однако эстеты могут поискать Opel Astra Coupe или Cabriolet, дизайн которых был разработан итальянской студией Bertone (эти автомобили, кстати, и выпускаются на заводе Bertone в Италии). На базе Opel Astra второго поколения выпускали и минивэн под названием Zafira, который конкурирует в первую очередь с Renault Scenic. Второму поколению Opel Astra удалось избавиться от одной из самых главных болезней, которая мучила автомобили Opel многие годы. Речь идет о коррозионной устойчивости кузова.
Причем, проблему ржавчины решили достаточно кардинально – все железо стали оцинковывать, что позволило давать 12-летнюю гарантию на кузов. Так что никакая дополнительная антикоррозионная обработка Opel Astra не нужна. Но для сохранения этой гарантии есть одно условие – ежегодно нужно заезжать на фирменное СТО для осмотра и устранения возможных дефектов. А вот с лобовым стеклом нужно быть поосторожнее - зимой из-за перепада температур оно трескается довольно часто. Замена же лобового стекла стоит $150-250, хотя если трещинка маленькая, то ее можно заделать в специальных конторах, заплатив примерно $5-10. Кстати, владельцам новых Opel Astra, которые еще стоят на гарантии, можно посоветовать ничего самостоятельно не заделывать, а ехать к официальному дилеру и требовать поменять стекло по гарантии – специалисты Opel знают, что стекло на Astra слабоватое и часто трескается.
Салон автомобиля является образцом понятия классический практичный немецкий дизайн. Руль четко ложиться в руки и его приятно держать. Сиденья не обладают развитой боковой поддержкой, но в длительной поездке спина не устанет, и не приходиться каждые две минуты выгибать спину (как хорошо это знакомо владельцам отечественных «Жигулей»). А вот что может не понравиться, так это кнопки звукового сигнала, расположенные в спицах рулевого колеса. К качеству сборки претензий больших нет, но некоторые владельцы автомобилей жалуются, что после 1-2 лет эксплуатации в салоне начинают появляться скрипы. Так что покупке автомобиля лучше проехать с выключенным магнитофоном по плохой дороге и внимательно «послушать» салон. Поскрипывать может в разных местах, начиная от торпеды над магнитолой и заканчивая багажником. Если «сверчков» немного, то на них можно не обращать никакого внимания.
Иногда разбалтываются замки дверей, которые нужно регулировать ($15-20). Тут можно отметить, что при покупке подержанной Opel Astra лучше всего не отказываться от варианта автомобиля, который был изначально продан официальными дилерами в России. Дело в том, что Astra второго поколения имеет достаточно серьезную подготовку к российским условиям. Автомобиль оснащен не одним, а сразу двумя пакетами доработок – «для плохих» дорог и «для пыльных» дорог. Как нам сказали в одном московском автосалоне Opel, - «если можно было бы поставить на Astra еще какой-нибудь пакет – он был бы поставлен». «Русская» Astra отличается от своих западноевропейских сестер пружинами подвески с измененными характеристиками и амортизаторами с немного удлиненными штоками. Благодаря всему этому вырос дорожный просвет и увеличился ход самих подвесок.
Помимо этого, в базовой комплектации все автомобили оснащаются высокопрофильными покрышками Continental с дисками на 14-дюймов (у немецких машин часто 15-дюймов), усилены обода колес, имеется защита моторного отсека и бензобака, а также есть четыре брызговика. Изменения есть даже в наборе инструментов. Так, адаптированные машины имеют в своем запасе домкрат с качающейся «пяткой», что позволяет использовать его когда автомобиль находится на неровной поверхности. Увеличена и мощность аккумулятора (с 55 Ач до 66 Ач). Мало того, для российских автомобилей устанавливают новые КПП с более короткими передаточными числами.
Бензин на адаптированных машинах необходимо использовать только неэтилированный, но допускается применение топлива с октановым числом 92. Как говорят владельцы Opel Astra расход бензина довольно умеренный – в пределах 7,5-8 л. на сотню, но на абсолютно новом автомобиле он может доходить до 13-15 л.. Это явление считается нормальным, и даже в инструкции по эксплуатации сказано, что повышенный расход топлива на первой тысяче вполне допустим.
По словам мастеров по ремонту Opel, подвеска Astra прекрасно ведет себя на российских дорогах. Особенно это касается адаптированных автомобилей. Естественно, время от времени надо что-то менять, но никаких серьезных «болезней» ни подвеска, ни рулевое управление не имеет. Да и запчасти для Astra стоят не слишком дорого, а при замене той же шаровой опоры совсем не обязательно покупать рычаг в сборе (не оригинальная шаровая отдельно стоит $20, а рычаг – уже 130). Ну а служат многие элементы подвески по 50-80 тыс. км. в зависимости от стиля езды. Немного раньше на наших дорогах могут выйти из строя ступичные подшипники – чаще это происходит при наезде на большие ямы. Так что если при проезде неровностей раздается легкое постукивание, а какое-то из колес люфтит, то, наверняка, придется ставить новую ступицу. Кстати, тормозные колодки у Astra оказались очень живучими (на автомобилях с двигателями объемом 1,2-1,6 л. сзади стоят барабанные тормоза, а у более мощных машин – дисковые). В некоторых случаях они выдерживают 70, а иногда и 100 тыс. км! Но чаще всего их надо менять каждые 30-45 тыс. км. На станции Opel замена передних тормозных колодок в общей сложности обойдется в $70-90.
Усилитель руля стоит на большинстве Astra второго поколения. Его особенность заключается в том, что его насос приводится в действие от электромотора. Электроусилитель работает надежно и не вызывает нареканий у владельцев автомобилей. Небольшой люфт в рулевой рейке может появиться уже после первых двух лет эксплуатации, особенно если ездить с большой скоростью по плохим дорогам. Но чаще всего первые признаки износа рейки ни о чем не говорят – она может прослужить еще лет пять.
Opel Astra второго поколения является очень неплохой альтернативой отечественным «ВАЗам». Дизайн автомобиля получился довольно удачным, однако российских покупателей в первую очередь привлекают в Astra несколько другие ее качества. Главным образом, невысокая цена. Что касается надежности, то Astra не должна разочаровать своего владельца. Единственное, что нужно помнить, так это про неудачный 1,6-литровый мотор. Так что двигатель Opel Astra нужно внимательнейшим образом проверить. Однако если цена на машину привлекательная, но двигатель «жрет» масло, то иногда имеет смысл приобрести такую Astra, и потом сделать «капиталку».