Тест тормозных колодок для "Волги"

17 февраля, 2004 - 20:11Autolenta.ru,

Получив протокол с результатами испытаний, о которых пойдет ниже речь, невольно замираешь на первой же строчке. "Задние тормозные колодки автомобиля ГАЗ-24" - откуда взялась эта рухлядь и кто заказывал такие исследования? Но потом соображаешь - да ведь колодки-то с тех пор не изменились: для них что ГАЗ-24, что ГАЗ-3110 - одно и то же... А каким образом тормозят современные "волги" - это очень даже интересно. Требования к "волговским" колодкам звучат вполне стандартно - нормальные геометрические размеры, хорошие фрикционные свойства, высокая прочность. "Судьи" известны - проверка четырех типов изделий проводилась в лаборатории тормозных систем испытательного центра автомобильных изделий НАМИ.

ГЕОМЕТРИЯ

При геометрических замерах купленных колодок основное внимание уделялось их "собираемости" в тормозном механизме. Размеры определялись в специальном приспособлении, причем попарно - у короткой ("пассивной") колодки и длинной ("активной"). "Правильные" размеры - на рисунке. 

Уменьшенный диаметр колодок в сборе грозит владельцу не только меньшим ресурсом, но и долгой притиркой. Заметим также, что размеры отверстия под эксцентрик регулировки распорной планки у короткой колодки имеют довольно широкий допуск. Кстати, конструкция "волговского" тормозного механизма позволяет регулировать каждое из задних колес в отдельности, что дает возможность в какой-то мере выровнять тормозные усилия на колесах при торможении ручником.

Любопытный факт. При визуальном контроле выяснилось, что в тормозных колодках № 1, 2 и 4 - одни и те же накладки производства ОАО "НИИАТИ фирма ТИИР" с фрикционным материалом ТИИР-451. Об этом говорит маркировка на поверхности накладки. Интересно, следует ли из этого, что фрикционные свойства и износостойкость изделий будут одинаковыми? Об этом - чуть позже.

ФРИКЦИОННЫЕ СВОЙСТВА

При определении фрикционных свойств использовался специальный стенд СТН-НАМИ с инерционными массами, обеспечивающими суммарный момент инерции 4,4 кгс.м2. Методика - согласно Приложению 15 ГОСТ Р41.13-99 (Правил ЕЭК ООН № 13).

Перед испытаниями все колодки подвергли притирке - добивались приработки 80% площади рабочей поверхности. Затем, как обычно, проверили их в разных режимах - при постоянной скорости и переменном давлении, при неизменном давлении и разных скоростях, а также при "нагревном" цикле (15 торможений с одинаковым интервалом) и т. п. Износостойкость определяли по изменению толщины колодок после всех этих испытаний. Кроме того, проверили эффективность контрольного торможения при давлении 8,0 МПа и скорости 80 км/ч.

Произошло нечто неожиданное. С одной стороны, фрикционные свойства колодок № 3 действительно отличаются от трех остальных - они несколько хуже, а с другой - среди последних также наблюдается разброс. Вот тебе и одинаковые накладки! Кстати, в следующей главе выяснится, что у них и износ разный...

ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ

Износостойкость определяется просто - измеряется разница толщины колодок между "до того" и "после". Замеры проводят микрометром в четырех точках - затем средний результат делят на общее количество торможений за цикл испытаний. То, что получилось, называется "средний износ за одно условное торможение".

Обратите внимание - износостойкость изделий № 2 и 4 отличается втрое! А накладки-то одинаковые, вернее, с одинаковыми названиями...

ПРОЧНОСТЬ СКЛЕИВАНИЯ

Прочность клеевого соединения фрикционной накладки с колодкой определяли согласно методике ГОСТ Р ИСО 6312. Напоминаем "норму" - не менее 1,0 МПа.

Зачет получают все, хотя активная "половина" комплекта № 2 сделала это с большим трудом.

ВЫБИРАЕМ ТОРМОЗНЫЕ КОЛОДКИ

Что ж, пробуем выбрать. Номер 4 отметаем сразу - мало того что "бомж", так еще и с самыми худшими показателями точности изготовления. Лидер тоже ясен - колодки № 1 "Автодеталь" выглядели достойнее других. Что касается мест посередине, то тут, как говорится, кому что ближе. Формально "бомж" № 3 оказался лучше "Сонатекса", но... ведь не поощрять же самозванцев... Да и как найти их на рынке, если захочется купить именно такие колодки? Поэтому второе место отдаем фирме - не за заслуги, а просто за наличие "документов". Будем считать это авансом в счет будущих заслуг.

  1. Заявленный производитель ООО "ППФ "Автодеталь", Россия. Отличительные признаки: имеется упаковка, каждая колодка отмечена голограммой. Цена - 180 руб. Оценки: геометрия - 4, фрикционные свойства - 4, прочность - 5. Итоговая оценка: (хорошо).
  2. Заявленный производитель ООО "Сонатекс", Россия. Идентификационные признаки: на каждой колодке выбита надпись "Sonatex". Цена - 160 руб.Оценки: геометрия - 3, фрикционные свойства - 3, прочность - 4. Итоговая оценка: (удовлетворительно).
  3. Заявленный производитель неизвестен.  На активной колодке выбит № 1051102, на пассивной - № 2230902. Накладки - серого цвета. Цена - 140 руб. Оценки: геометрия - 3, фрикционные свойства - 4, прочность - 4. Итоговая оценка: (удовлетворительно).
  4. Заявленный производитель неизвестен. Отличительные признаки - на поверхности ребра выбит № 1109, имеется наклейка со штрих-кодом. Цена - 130 руб. Оценки: геометрия - 1, фрикционные свойства - 3, прочность - 5. Итоговая оценка: (плохо).